Освещение в магазине имеет критическое значение для успеха бизнеса. Это мощный инструмент для привлечения клиентов, улучшения визуального мерчандайзинга, повышения продаж. Грамотно спроектированная иллюминация создает атмосферу в торговом зале, подчеркивает преимущества и привлекательность товаров, влияет на общее впечатление от торгового помещения. Ошибки при расчетах уровней освещенности конкретной зоны, выбор неподходящих светильников приводят к слишком яркому либо тусклому свету. Что априори отталкивает покупателя от длительного нахождения внутри такого помещения.
Общие стандарты и нормативные требования к уровню освещенности торговых залов учитывают много факторов: тип, размер, архитектурные особенности магазина, планировку помещений, характер товаров, целевая аудитория, дизайн интерьера. Так как у каждого помещения своя специфика, то универсальный подход к данному вопросу не подходит. Каждый тип торговой площадки, будь то бутик одежды, электроники, ювелирных изделий или обычный продуктовый супермаркет, требует дифференцированного подхода к проектированию системы освещения.
Основные аспекты освещения в магазинах
Освещение в ритейле – довольно мощный инструмент, регламентированный ГОСТами и СНиПами по освещению. Правильная подсветка создает качественную световую среду, она должна быть эффективной, равномерной, энергосберегающей, создавать оптимальную цветопередачу. Эти характеристики повышают интерес к товару, влияют на настроение и поведение покупателей в торговом зале.
Давайте более детально рассмотрим основные стандарты освещения для магазинов:
- Привлечение внимания. Яркий свет привлекает внимание к витринам, практически заманивает проходящих мимо людей зайти вовнутрь. Для внимательного осмотра вещи человеку не нужно напрягаться, сама процедура осмотра доставляет удовольствие.
- Презентация товаров. Акцентное освещение выделяет определенный товар, позволяет рассмотреть форму, мелкие детали, текстуру, цвет.
- Атмосфера и стиль. Формирует общее впечатление о магазине, соответствующее его концепции. Теплый свет (2700-3000 К) создает ощущение уюта, располагает к неспешным прогулкам по модному бутику одежды, а холодный белый свет (4000-4500К) – динамичную, современную атмосферу в шоу-руме электроники.
- Управление потоком покупателей. Зонирование освещения направляет посетителей к нужным витринам, например, к новинкам или товарам со скидкой.
- Психологический комфорт. Достаточный уровень освещенности без мерцания и бликов формирует позитивную расслабленную атмосферу, снижает утомляемость и, как следствие, повышает время, проводимое на торговой точке, увеличивая вероятность покупки.
Типы освещения
Можно выделить четыре основных типа инсоляции. Каждый используются для определенной цели:
- Общее освещение: Чаще всего используются люминесцентные или светодиодные светильники для магазинов. Равномерное распределение света на весь торговый зал.
- Акцентное освещение: подсвечивает отдельные зоны, витрины, товары или акционные предложения. Для реализации часто используются галогенные лампы или светодиодные прожекторы.
- Декоративное подсвечивание: используется для атмосферы и настроения, подчеркивая стиль, дизайн, интерьер заведения. Используются всевозможные источники света – от классических свечей до современных LED-лент.
- Местная подсветка: к нему прибегают при необходимости дополнительно осветить какую-то конкретную зону, например, примерочные или кассовые зоны.
Как выбрать правильное освещение
Правильно подобранная иллюминация – это не просто свет, а важный элемент маркетинговой стратегии, способный привлечь внимание покупателей. Чтобы создать приятную привлекательную обстановку, важно учесть несколько ключевых факторов:
- Тип магазина и товара: осветительная схема продуктового супермаркета кардинально отличается от освещения торговой точки, с электроникой или одеждой.
- Целевая аудитория: молодежному торговому залу нужен яркий динамичный свет, а бутику премиум-класса – мягкая роскошная иллюминация.
- Дизайн интерьера: простой функциональный свет подойдет торговой точке с минималистическим дизайном. Элитный шоу-рум с богатым декором требует сложной декоративной инсоляции.
- Размер и планировка торгового зала: площадь зала влияет на сложность всей системы. В небольших лавках можно обойтись простым решением, а в супермаркете необходимо задействовать разные типы светильников.
- Технические требования: необходимо соблюдать нормы ГОСТ и СНиП по уровню освещенности, индексу цветопередачи, цветовой температуре.
- Экономические факторы: важно учитывать стоимость оборудования, энергоэффективность, затраты на обслуживание.
- Функциональность: осветительные приборы должны быть легкодоступными для монтажа, обслуживания и замены.
Нормы освещения для разных типов магазинов
В шоу-румах одежды рекомендуется использовать теплый белый свет (3000-4000K) для естественной цветопередачи тканей. Нормы освещения для магазина составляют: 300-500 люкс в торговом зале, 1000-1500 люкс на витринах, 500-750 люкс для примерочных. Важно сочетать общий свет с акцентным, чтобы подчеркнуть красоту и текстуру тканей.
Подсветка ювелирного бутика должна подчеркивать блеск и красоту драгоценностей. Рекомендуется использовать лампы с высоким индексом цветопередачи (CRI >90), теплой цветовой температурой. Обеспечивая норму освещенности 750-1000 люкс для торгового зала, 2000-2500 люкс на витринах.
В супермаркетах необходим равномерный свет с нейтральным белым светом (4000K) для правильной передачи цвета продуктов. Рекомендуемый уровень иллюминации составляет 300-500 люкс, но в торговом зале может достигать 500-700 люкс, а на витринах – 750-1000 люкс. Важно, чтобы продукты выглядели свежими и аппетитными.
При продаже электроники требуется яркий равномерный свет для четкой видимости экранов и деталей товаров. Рекомендуется использовать холодный белый (4000-6500К) для лучшей видимости. Нормативы освещения составляют 500-750 люкс в торговом зале, 1000-1500 люкс на витринах.
Экономические аспекты освещения в магазинах
Правильное освещение в торговых центрах позволяет не только создать привлекательную атмосферу, но и оптимизировать затраты. Ключевые факторы экономии:
- Энергоэффективные источники света. Светодиодные лампы потребляют меньше энергии, служат дольше.
- Автоматизация системы. Датчики присутствия и количества света позволяют регулировать уровень подсветки, отталкиваясь от количества людей в торговом зале и уровня естественного света, отключая светильники в незадействованных зонах, избегая излишнего расхода электроэнергии.
- Зонирование и акцентное освещение. Помогает снизить общий уровень освещенности без ущерба для восприятия товаров.
- Использование естественного света. Максимальное задействование дневного света снижает потребность в искусственной иллюминации.
- Регулярное обслуживание. Очистка и обслуживание светильников поддерживает светоотдачу осветительных приборов, продлевает их срок службы. Что сокращает затраты на замену ламп.
Профессиональный подход к освещению торгового зала создаст комфортную атмосферу для покупателей, что, соответственно, повысить продажи. При проектировании освещения магазинов учитывайте специфику и тип реализуемых товаров, комбинируйте общее и акцентное освещение, применяйте системы автоматического управления.
Используйте энергосберегающие светильники, например, светодиодные лампы (LED). У них длительный срок службы, низкое потребление электричества. С учетом требуемого количества светильников вы получите существенную экономию бюджета. Также для снижения потерь электроэнергии необходимо регулярно проводить техническое обслуживание всей системы, а также очистку или замену перегоревших ламп.