Весь товар в магазине должен хорошо и качественно подсвечен. В современных торговых залах одним из важных принципов при организации освещения является использование акцентных источников света. При проектировании освещения обязательно делают запас до 30%, это позволит поддержать необходимый уровень освещенности после установки мебели и торгового оборудования. Освещение товара должно быть в 2-3 раза ярче, чем общее освещение магазина. Так же правильно подобранная цветовая температура светильников позволяет представить товары более выгодно покупателю, подчеркнув его свежесть, яркость, сочность.
Не правильно подобранный светильник может испортить правильно выполненную выкладку товара, исказив цвета и разочаровав покупателя в совершенной покупке.
Совет эксперта
Основные правила организации освещения в торговом зале:
- Общий уровень искусственного освещения должен быть от 600 до 1000Лк, а норма освещения для торговых рядов, стоек с продукцией и витрин в супермаркетах составляет не менее 300 Лк;
- Акцентирующее освещение выкладки товара должно на 50% превышать интенсивность общего света в зале;
- Установка светодиодных светильников с цветопередачей от CRI 90 и выше;
- Выбирать правильную цветовую температуру (холодное или теплое) в зависимости от вида продуктов.
Ошибки при освещении в торговом зале:
- Неравномерная освещенность, неправильное расположение источников света;
- Недостаток интенсивности освещения витрин, нехватка цветовых акцентов на полках и стеллажах и беспорядочность размещения осветительных приборов;
- Неправильно подобранная цветопередача (CRI) и диссонанс в освещении отдельных групп продуктов питания;
- Применение светильников с высокой тепловой отдачей в зоне фреш. Вместо того, чтобы сохранять свежесть овощей и фруктов, они будут ускоряют процесс созревания. В результате продукты начинают быстро портиться;
- Высокая цветовая температура и ультрафиолет портят качество спиртных напитков. Яркое освещение лучше приглушить в зоне выкладки алкоголя.
Рекомендации по освещению различных отделов продуктовых магазинов:
Освещение хлебобулочных и кондитерских отделов
Хлебобулочные и кондитерские изделия должны всегда выглядеть так, будто их извлекли из духовки прямо перед приходом покупателя. Основная задача освещения зоны – демонстрировать свежесть и аппетитность изделий, подчеркивать хрустящую корочку и золотистый цвет:
- Подчеркнуть румяность, свежесть – светильники с цветовой температурой 2700-3000К и индексом цветопередачи не менее 85Ra;
- Сохранения вкусовых качеств продукции – использовать ИК- и УФ-фильтры или же светодиодные светильники, которые имеют незначительный уровень ИК- и УФ-излучения;
- Уменьшить слепящий эффект от упаковки – приборы освещения с рассеивающими насадками.
Ошибки:
- Использование источников света, имеющих холодную температуру цвета, поскольку они делают выпечку визуально непривлекательными;
- Установка ламп накаливания, их излучение негативно сказывается на внешнем виде продукции и её вкусовых характеристиках.

Освещение отдела овощей и фруктов
Овощи и фрукты обладают разнообразием цветов и оттенков, а так же относятся к скоропортящимся товарам. Освещение играет важнейшую роль в придании овощам и фруктам свежего и натурального вида. Поэтому при выборе освещения в этом отделе требуется учесть несколько моментов:
- Требуется передать естественные цвета овощей, фруктов и зелени – светодиодные светильники с высокой цветопередачей (min 90Ra);
- Подчеркнуть свежесть продуктов – LED светильники с нейтральной цветовой температурой 3500-5300К;
- Приборы освещения не должны выделять тепло и оказывать негативного влияния на продукцию – светодиодные светильники не нагреваются.
Ошибки:
- Установка светильников с холодным или теплым свечением (такое освещение дает искажение естественной гаммы продуктов);
- Низкая степень освещённости.

Освещение в мясном и рыбном отделе
Требования покупателей в этом отделе всегда повышенные, очень важно правильно передать внешний вид и цвет продукта. Цветовая гамма может варьироваться от светло-розового до темно-красного, чтобы подчеркнуть оттенок используются специальные светодиоды, спектр которых соответствует мясной и рыбной продукции:
- Мясные продукты внутри витрин лучше всего подсвечивать светильниками с применением цветофильтров специального спектра, которые придают деликатесам аппетитные розовые и красные оттенки;
- В рыбных отделах с морепродуктами лучше использовать подсветку с нейтральной цветовой температурой 4000-5000К. Оттенок красной рыбы, лосося и креветок лучше всего подчеркнет теплая цветовая температура 2700-3000К.
Освещение отдела молочных и замороженных продуктов
В этом отделе магазина основная задача – акцентировать свежесть продуктов. Лучше использовать LED светильники с индексом цветопередачи от 90Ra и выше. Цветовая температура подсветки витрин – около 5500К, если товар выложен на льду, то 4200К, если нужно подсветить рыбную продукцию (особенно красные породы), то лучше использовать теплые оттенки (3000К).
Ошибки
- Не рекомендуется применять для акцента на замороженных продуктах слишком теплый или слишком холодный свет: они будут выглядеть перемороженными и несвежими.

Освещение отдела алкогольной продукции
Особое внимание следует уделить отделу спиртных напитков. Такая продукция не выносит теплового воздействия, т.к. нагревание изменяет цвет напитков (даже при темном стекле бутылок) и вкусовые качества, поэтому идеальным решением станут светодиодные трековые светильники с цветовой температурой 3000К и высокой цветопередачей CRI 90. Общее освещение лучше приглушить или убрать, ведь оно провоцирует появление бликов, что создает неудобство для покупателей.
Освещение отдела сыров
Большое разнообразие продукции с различной цветовой гаммой, но в большей степени соответствуют мягкой сливочно-желтой палитре. Сыры очень чувствительны к условиям хранения – тепло от источников света может негативно сказаться на вкусовых качествах продукции, требуется позаботиться о качественном охлаждении. Чтобы усилить цвет, необходимо правильно подобрать освещение:
- Усилить показатели динамического контраста помогут светодиодные светильники с узким углом рассеивания;
- Для «вкусного» внешнего вида лучше использовать LED светильники с цветовой температурой 2700К и индексом цветопередачи 90Ra.
Виды ламп для освещения магазина продуктов
При разработке проекта освещения магазинов продуктов, нужно определиться с типами ламп, которые будут использоваться. Необходимо при этом учитывать специфические особенности каждой категории товаров. Правильный выбор позволит избежать нежелательного ухудшения внешнего вида и других качеств товаров, а также в разы продлить их срок службы. Чаще всего используется светодиодное осветительное оборудование.
До появления светодиодов использовались:
- люминесцентные лампы трубчатого типа;
- натриевые разрядные лампы с улучшенными показателями цветопередачи;
- металлогалогенные лампы со встроенной керамической горелкой.
Не стоит забывать и об организации верхнего света в торговых залах. Даже если продумать локальные и акцентные системы, отсутствие общего освещения магазина может привести к дискомфортным ощущениям клиентов, а также снижению уровня продаж.
Акцентное освещение
Устанавливаются непосредственно на стеллажах и напротив полок с продуктами. В большинстве случаев используются светодиодные трековые светильники. Такая система освещения крепиться на шинопровод, что позволяет менять позицию и угол в соответствии с раскладкой товара.
Основное освещение
Применяются для освещения все площади магазина. Чаще всего используют встраиваемые, накладные, подвесные светильники. Они просты в эксплуатации, безопасны и не выделяются на общем фоне.
Могут так же использовать подвесные декоративные светильники. Они могут использоваться на определенных участках (дополнить дизайн кафе на территории супермаркета, собственную кондитерскую, место для дегустации и презентации новой продукции и т.д.)
Светильники, которые мы рекомендуем для освещения торговых объектов:
Светодиодный трековый светильник TR Alfa